Специфика работы с одаренными детьми на уроках английского языка



Чернева Екатерина Михайловна, учитель английского языка, МАОУ лицей №97

 «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод» (Сухомлинский).

Нельзя не согласиться со словами этого великого педагога. Поддержка, развитие и социализация детей в условиях современного развивающегося общества становится одной из важнейших задач системы образования. Работа с одаренными детьми – одна из приоритетных в деятельности любого учителя. Работа эта ответственная и сложная, так как традиционная педагогика не ориентирована на работу с одаренными детьми. Не зря Сухомлинский сравнивает одаренность с маленьким росточком, требующим к себе особого внимания. Ведь далеко не каждый человек способен без чьей-либо помощи реализовать свои способности.

Не следует забывать, что одаренные дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности. Поэтому важно оказывать таким детям поддержку, которая должна идти не только со стороны родителей, но и со стороны школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача школы - поддержать ребенка и развить его способности.

Для решения данной проблемы нам требуется рассмотреть ряд частных проблем: во-первых, что такое «одаренность»; во-вторых, методики выявления одаренности; в – третьих, как она проявляется и формируется на уроках иностранного языка. Понятие одаренности нами было рассмотрено выше. Однако хотелось бы отметить, что одаренность не стоит путать с талантом.

 Талант – это определенные способности ребенка в той или иной сфере, то, к чему ребенок проявляет наибольший интерес. Но талантливый ребенок не обязательно может быть одаренным. Одаренные дети – это дети, которые значительно превосходят по своему интеллектуальному развитию своих сверстников, например, они за один год могут с легкостью пройти образовательную программу, рассчитанную на несколько лет обучения. Одаренные дети могут уже в тринадцать лет и даже раньше поступать в университеты. Как правило, одаренность ребенка проявляется уже с самого раннего детства. Например, ребенок в четыре года рисует превосходные пейзажи, играет на нескольких инструментах, решает сложные математические задачи. По мнению психологов, отличительными особенностями одаренных детей являются: высокий уровень мышления и интеллекта, познавательная потребность, отличная память, хорошо развитая речь, большой словарный запас. Но у такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость. Ведь, как правило, они быстрее остальных справляются с заданиями на уроке, и если не занимать их дополнительными, интересными заданиями, то можно потерять таких детей как учеников.

И здесь начинается творческий поиск учителя, выражающийся в дифференцированном подходе. Например, после прослушивания интервью можно одаренному ребенку дать задание написать небольшое сообщение о радиопередаче в виде газетной или журнальной статьи. Работая с разделом «чтение», можно предложить такие задания, как дописать по одному предложению к каждому абзацу, дописать продолжение текста.

Для выявления одаренности в нашем лицее основными являются тесты П. Торренса, которые позволяют выявить креативные способности учащихся, и тесты на изучение оригинальности мышления А. Савенкова.

Если говорить о формировании одаренности на уроках иностранного языка, то из собственной практики хочу заметить, что чрезвычайно необходимы языковые проекты. В основе проекта лежит какая-либо проблема, задача, требующая исследовательского поиска для ее решения, самостоятельной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время. Мои ученики очень активно и с большим интересом выполняют проекты по самым разным темам: Save the Earth today, music awards, hearts of gold competition и другие. Иногда дети сами предлагают темы для проектов, потому что они всегда узнают для себя что-то новое, и кроме того, это прекрасная возможность для детского творчества.

Важнейшей формой работы с одаренными детьми в моей практике являются предметные олимпиады, проводимых по сети Интернет (УРФО, Британский Бульдог), которые способствуют становлению и развитию образовательных потребностей личности. Для подготовки учащихся к олимпиадам мною широко используются задания повышенной сложности с использованием внепрограммного материала.

Сегодня работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы каждого учителя. Талантливого ученика необходимо не только увидеть, но и помочь ему поверить в себя, осознать свою значимость, помочь ему самостоятельно ответить на волнующие вопросы, включить в процесс постоянного и поступательного самосовершенствования. Поэтому занятия с такими  учениками должны быть рассчитаны на создание «ситуации успеха», в результате чего развивается творческий потенциал ребенка, формируется активная жизненная позиция. Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому необходимо следить за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.

---------
11.03.2013